icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Спасское время
12:26
Четверг, 20 Ноября
Курсы валют
сегоднязавтра
94.42 93.93
81.13 81.05
Рекламный баннер 990x90px top

900 лет молчания: сокровища Франции заговорили из банковского сейфа во Владивостоке

06:55 19.11.2025 16+
900 лет молчания: сокровища Франции заговорили из банковского сейфа во Владивостоке

Впервые на Дальнем Востоке открылась выставка двадцати трёх лиможских эмалей — артефактов, которые скрывались в тишине католических храмов и частных коллекций Европы более семи веков. Корреспондент «Восток-Медиа» отправился услышать, о чём «шепчет» искусство, молчавшее столько времени. Самые древние из артефактов датируются XII веком: они пережили разрушительные войны, бурную смену эпох и только теперь, соединившись в российской частной коллекции, предстали перед дальневосточной публикой. Экспозиция «Сокровища огненной живописи. 700 лет искусства лиможских эмалей» (0+) охватывает период с XII по XIX века. Она расположена в специально оборудованном зале-сейфе. Это редкая возможность прикоснуться к традиции — многие экспонаты соперничают по ценности с артефактами Эрмитажа и лучших музеев Европы. Входишь в подземный зал — и кажется, время останавливается. Толстые стены, приглушённый свет, холод стекла и золотистый отблеск металла. В витринах сияют медные пластины — оклады священных книг, драгоценные триптихи, изображения святых, сундучок-реликварий — артефакты, пережившие крестовые походы, революции и падение империй. Отсутствие сотовой связи тут только добавляет ощущение настоящей встречи с эпохой. Елена Клымюк, куратор выставки — научный сотрудник выставочного отдела Приморской государственной картинной галереи рассказала корреспонденту Восток-Медиа, интересный исторический факт. Дело в том, что раньше этот подземный зал был настоящим хранилищем банка, который в начале ХХ века располагался в здании нынешнего владивостокского музея. Такое расположение для экспонатов выбрано не случайно — произведения обладают большой исторической и материальной ценностью, поэтому их безопасность — превыше всего. — Екатерина Журбина, которая курирует частные коллекции, рассказала нам, насколько коллекционеры дорожат своими богатствами, — начинает Елена. — В то же время, «как Кощей над златом чахнуть» постоянно невозможно, поэтому коллекционеров иногда приходится уговаривать на то, чтобы они наконец показали миру свои сокровища. И вот здесь у нас как раз и произошло чудо. Выставка охватывает четыре ключевых этапа развития лиможской эмали — искусства, основанного в XII веке. Это не просто живопись на холсте, Это «огненная живопись».В начале сложная техника выемчатой эмали на медных пластинах, восходящая к византийской традиции, а в эпоху Возрождения — ставшая живописной. Коллекция наглядно демонстрирует как технологическую эволюцию, так и смену эстетических канонов — от строгих христианских образов Средневековья до изысканных триптихов эпохи Возрождения. Среди древнейших экспонатов — пластина переплёта книги с Мадонной и Младенцем на троне (предположительно XII век). Куратор уточняет детали технологии: На медной пластине специальным инструментом — штихелем — вырезались углубления, которые засыпали эмалевым порошком. После обжига он становился непрозрачным цветным стеклом. В этих углублениях и проявлялись орнаменты, фигуры святых или другие задуманные художником образы. Потом пластины полировали, а при необходимости — золотили. Такие изделия использовали как оклады для книг, ими украшали шкатулки, вставляли в реликварии. Это настоящий памятник тех времен, аналоги которого встречаются в византийском искусстве IX–X веков, и поражает он прежде всего своей прекрасной сохранностью. Рядом можно увидеть Три ангела на пластине, Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов, и Христос на троне — среди символов четырёх евангелистов. Это, предположительно, были части одного ансамбля, когда-то оформлявшего драгоценную книгу, возможно, по заказу представителей королевской династии. — Эта пара интересна — чудо, что она сохранилась в полном наборе, — говорит Елена Клымюк. В экспозиции также — триптихи с библейскими сюжетами, сундучок с портретом немецкого поэта Лессинга и другие редкости, собранные усилиями коллекционеров. — А если бы вы могли “услышать” экспонат, о чём бы спросили? — У того, что слева, в руках точно свиток, — указывает Елена на плакетку «Три ангела». — А вот у центрального и правого ангела… уже трудно разобрать, что они держат. Вот я бы и спросила у них: «Что у вас в руках?» — вдруг мы узнали бы что-то новое и о времени, в которое они были созданы. Дело в том, что со временем многие детали на древних эмалях покрываются патиной веков, оставляя неразгаданными загадки. Так произошло и с этим артефактом. Каждая работа — с двойным, а то и тройным смыслом. Например, в триптихе с Христом как Мужем скорбей встречаются игральные кости: — С одной стороны, это напоминание о том, что перед распятием солдаты разыграли между собой одежду Христа. С другой — в то время игральные кости были символом судьбы, — размышляет куратор. — То есть один и тот же сюжет может читаться и буквально, и философски. Выставка по-настоящему завораживает. — Покидая зал-сейф, невольно оглянулась, — говорит корреспондент «Восток-Медиа». — Так и тянуло вернуться, чтобы еще раз пройти взглядом по этой живой истории «огненной живописи» на медных пластинах, прошедшей сквозь огонь и века, чтобы наконец заговорить с нами здесь, сегодня, во Владивостоке. Глядишь на эмали — будто смотришь видео замедленное до скорости времени: рука мастера, блеск эпохи, тени и недосказанность, которую не развеять даже светом электрических ламп. Главное очарование настоящего искусства — оно не только показывает, но и приглашает искать. Теперь Владивосток — голос этого искусства. До 15 февраля 2026 года у каждого есть шанс услышать его в Приморской картинной галерее на Алеутской, 12. Ранее «Восток-Медиа» писало, что 6 августа в Приморской государственной картинной галерее на Партизанском проспекте состоялось открытие выставки «Легенды и мифы древней Индии. Эпос Рамаяна» (0+). Что делает ее уникальной и почему ее стоит увидеть каждому — в материале.Впервые на Дальнем Востоке открылась выставка двадцати трёх лиможских эмалей — артефактов, которые скрывались в тишине католических храмов и частных коллекций Европы более семи веков. Корреспондент «Восток-Медиа» отправился услышать, о чём «шепчет» искусство, молчавшее столько времени. Самые древние из артефактов датируются XII веком: они пережили разрушительные войны, бурную смену эпох и только теперь, соединившись в российской частной коллекции, предстали перед дальневосточной публикой. Экспозиция «Сокровища огненной живописи. 700 лет искусства лиможских эмалей» (0+) охватывает период с XII по XIX века. Она расположена в специально оборудованном зале-сейфе. Это редкая возможность прикоснуться к традиции — многие экспонаты соперничают по ценности с артефактами Эрмитажа и лучших музеев Европы. Входишь в подземный зал — и кажется, время останавливается. Толстые стены, приглушённый свет, холод стекла и золотистый отблеск металла. В витринах сияют медные пластины — оклады священных книг, драгоценные триптихи, изображения святых, сундучок-реликварий — артефакты, пережившие крестовые походы, революции и падение империй. Отсутствие сотовой связи тут только добавляет ощущение настоящей встречи с эпохой. Елена Клымюк, куратор выставки — научный сотрудник выставочного отдела Приморской государственной картинной галереи рассказала корреспонденту Восток-Медиа, интересный исторический факт. Дело в том, что раньше этот подземный зал был настоящим хранилищем банка, который в начале ХХ века располагался в здании нынешнего владивостокского музея. Такое расположение для экспонатов выбрано не случайно — произведения обладают большой исторической и материальной ценностью, поэтому их безопасность — превыше всего. — Екатерина Журбина, которая курирует частные коллекции, рассказала нам, насколько коллекционеры дорожат своими богатствами, — начинает Елена. — В то же время, «как Кощей над златом чахнуть» постоянно невозможно, поэтому коллекционеров иногда приходится уговаривать на то, чтобы они наконец показали миру свои сокровища. И вот здесь у нас как раз и произошло чудо. Выставка охватывает четыре ключевых этапа развития лиможской эмали — искусства, основанного в XII веке. Это не просто живопись на холсте, Это «огненная живопись».В начале сложная техника выемчатой эмали на медных пластинах, восходящая к византийской традиции, а в эпоху Возрождения — ставшая живописной. Коллекция наглядно демонстрирует как технологическую эволюцию, так и смену эстетических канонов — от строгих христианских образов Средневековья до изысканных триптихов эпохи Возрождения. Среди древнейших экспонатов — пластина переплёта книги с Мадонной и Младенцем на троне (предположительно XII век). Куратор уточняет детали технологии: На медной пластине специальным инструментом — штихелем — вырезались углубления, которые засыпали эмалевым порошком. После обжига он становился непрозрачным цветным стеклом. В этих углублениях и проявлялись орнаменты, фигуры святых или другие задуманные художником образы. Потом пластины полировали, а при необходимости — золотили. Такие изделия использовали как оклады для книг, ими украшали шкатулки, вставляли в реликварии. Это настоящий памятник тех времен, аналоги которого встречаются в византийском искусстве IX–X веков, и поражает он прежде всего своей прекрасной сохранностью. Рядом можно увидеть Три ангела на пластине, Мадонна с Младенцем на троне в окружении ангелов, и Христос на троне — среди символов четырёх евангелистов. Это, предположительно, были части одного ансамбля, когда-то оформлявшего драгоценную книгу, возможно, по заказу представителей королевской династии. — Эта пара интересна — чудо, что она сохранилась в полном наборе, — говорит Елена Клымюк. В экспозиции также — триптихи с библейскими сюжетами, сундучок с портретом немецкого поэта Лессинга и другие редкости, собранные усилиями коллекционеров. — А если бы вы могли “услышать” экспонат, о чём бы спросили? — У того, что слева, в руках точно свиток, — указывает Елена на плакетку «Три ангела». — А вот у центрального и правого ангела… уже трудно разобрать, что они держат. Вот я бы и спросила у них: «Что у вас в руках?» — вдруг мы узнали бы что-то новое и о времени, в которое они были созданы. Дело в том, что со временем многие детали на древних эмалях покрываются патиной веков, оставляя неразгаданными загадки. Так произошло и с этим артефактом. Каждая работа — с двойным, а то и тройным смыслом. Например, в триптихе с Христом как Мужем скорбей встречаются игральные кости: — С одной стороны, это напоминание о том, что перед распятием солдаты разыграли между собой одежду Христа. С другой — в то время игральные кости были символом судьбы, — размышляет куратор. — То есть один и тот же сюжет может читаться и буквально, и философски. Выставка по-настоящему завораживает. — Покидая зал-сейф, невольно оглянулась, — говорит корреспондент «Восток-Медиа». — Так и тянуло вернуться, чтобы еще раз пройти взглядом по этой живой истории «огненной живописи» на медных пластинах, прошедшей сквозь огонь и века, чтобы наконец заговорить с нами здесь, сегодня, во Владивостоке. Глядишь на эмали — будто смотришь видео замедленное до скорости времени: рука мастера, блеск эпохи, тени и недосказанность, которую не развеять даже светом электрических ламп. Главное очарование настоящего искусства — оно не только показывает, но и приглашает искать. Теперь Владивосток — голос этого искусства. До 15 февраля 2026 года у каждого есть шанс услышать его в Приморской картинной галерее на Алеутской, 12. Ранее «Восток-Медиа» писало, что 6 августа в Приморской государственной картинной галерее на Партизанском проспекте состоялось открытие выставки «Легенды и мифы древней Индии. Эпос Рамаяна» (0+). Что делает ее уникальной и почему ее стоит увидеть каждому — в материале.

https://vostokmedia.com/news/2025-11-19/900-let-molchaniya-sokrovischa-frantsii-zagovorili-iz-bankovskogo-seyfa-vo-vladivostoke-5506473
6625

Оставить сообщение: